Наше постчеловеческое будущее

Фрэнсис Фукуяма - американский политолог и публицист японского происхождения. Всемирную известность он приобрел на рубеже 80-90-х годов ХХ века, когда опубликовал статью, а затем и книгу о "конце истории". Фукуяма утверждал, что происходивший тогда крах мировой системы социализма означает конец истории в привычном смысле, то есть как бесконечной борьбы альтернатив человеческого развития. Впереди - торжество одинаковой социально-экономической и политической модели во всех странах мира.
Данный тезис автора сразу же стал подвергаться критике, а последующие события показали, что до "постисторического затишья" на нашей планете еще очень далеко. Тем не менее, Фукуяма в целом оставается верным своему убеждению в скором всемирном торжестве западной модели организации общества. Он пишет: "Террористические акты 11 сентября в США снова вызвали к жизни сомнения относительно тезиса о конце истории, но я лично считаю, что эти события ничего подобного не доказывают - просто исламский радикализм, стоящий за ними, ведет отчаянные арьергардные бои и будет в свое время смыт широким приливом модернизации".
Но с одним утверждением своих критиков идеолог "конца истории" все же согласен: "История не может кончиться, пока продолжается прогресс науки и техники". Но и его он толкует по-своему. Научно-технический прогресс в его биотехнологическом измерении в перспективе приведет к изменению человеческой природы, а значит, опять же, привычная для нас история закончится и начнется новая, "сверхчеловеческая".
В своей книге Фукуяма сравнивает две великие антиутопии ХХ века: Оруэлла с его "1984" и "Дивный новый мир" Хаксли. И если, по его мнению, тоталитарная антиутопия Оруэлла потерпела крах, то с видениями Хаксли дело обстоит сложнее. Вот что автор книги пишет по этому поводу: "Многие технологии, которые предвидел Хаксли - например, оплодотворение ин витро, суррогатное материнство, психотропные средства и генная инженерия для изготовления детей - уже маячат на горизонте".
То есть инструментарий для воплощения в жизнь антиутопии Хаксли готов. А эта антиутопия отличается от оруэлловской тем, что в ней не принуждают жить как все, а соблазняют одинаковой, комфортной жизнью и этим делают людей абсолютно покорными власти.
Так вот, биотехнологическая революция, по мнению Фукуямы, может привести к созданию "дивного нового мира", где всех людей сделают здоровыми, долгоживущими и счастливыми. Но не будет ли этот мир царством биороботов? Автор "Нашего постчеловеческого будущего" считает, что этого можно избежать, если в "дивном новом мире" удастся сохранить базовые ценности западной, а если более конкретно, то американской цивилизации. Что ж, Фукуяма верен себе, он считает, что и в "постчеловеческом" будущем правильно жить можно только на американский манер.
Автор: Фрэнсис Фукуяма
Издательство: АСТ, Люкс
Год: 2004
Страниц: 352
Формат: DJVU
Серия или Выпуск: Philosophy
Язык: Русский
Скачать книгу "Наше постчеловеческое будущее" (1,3 МБ):
